- Новости
- Новое на сайте
- Открытый бюджет. Рейтинг
- Открытый бюджет. Архив рейтингов
- Публикации
- «Финансы. Начало». Цикл видеофильмов
- «История России в денежных реформах»
- «Бюджет. Видеокурс для депутатов».
- «Преступление и наказание...»
- Архив публикаций
- Учебные материалы
92.59190.0174USD ЦБ 28.03.24
100.2704-0.1417EUR ЦБ 28.03.24
RTS
ММВБ
Нефть Brent (ICE)
Новости
-
21.09.17 07:45
ВЯЧЕСЛАВ НИКОНОВ: НЕОБХОДИМО МЕНЯТЬ ПОДХОД К ФИНАНСИРОВАНИЮ ОТРАСЛЕВЫХ ВУЗОВ
© Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Комитет Госдумы по образованию и науке на заседании 19 сентября подвел итоги парламентских слушаний о совершенствовании механизмов финансирования отраслевых вузов.
По результатам парламентских слушаний, состоявшихся 20 июля 2017 года, Комитет принял за основу проект рекомендаций, которые будут направлены Правительству РФ, Министерству образования, Министерству финансов, отраслевым федеральным министерствам, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
По словам председателя Комитета Вячеслава Никонова, переход к бюджетному финансированию вузов на основе базовых нормативов финансирования и коэффициентов дифференциации привел к снижению общего объема финансирования значительного числа высших учебных заведений.
По данным Российской ассоциации исследования образования, удельные затраты на одного студента в рамках субсидии по выполнению госзадания у разных вузов могут различаться более чем в четыре раза.
В вузах с низкими удельными затратами планируемая субсидия фактически полностью уходит на покрытие расходов по оплате труда. На другие расходы, связанные с содержанием имущественного комплекса и обеспечением учебного процесса, бюджетных ассигнований не хватает. При этом вузы, финансовое положение которых осложнилось, сосредоточены преимущественно в экономически слабо развитых, дотационных регионах. Сбои в их деятельности, в свою очередь, могут породить целый ряд социально-экономических проблем.
«Корректирующие коэффициенты, назначаемые вузам, в том числе, например, за право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, высокий и средний балл ЕГЭ, научный потенциал организации, дают значительное преимущество ведущим университетам. Более слабые вузы оказываются недофинансированными даже с учетом этих коэффициентов. Кроме того, корректирующие коэффициенты далеко не всегда применяются в отношении отраслевых вузов», - отметил Никонов.
По мнению депутата, коэффициенты должны применяться ко всем вузам, независимо от их ведомственной принадлежности.
«Не в полной мере выделяются средства на решение задачи повышения заработной платы научно-педагогическим работникам в отраслевых вузах. Это побуждает вузы сокращать профессорско-преподавательские составы, повышать учебную нагрузку на оставшихся преподавателей», - констатировал Никонов.
«Еще одна большая проблема: при финансировании вузов учитываются только затраты на текущее содержание имущества, - сказал глава Комитента. - При этом 70 процентов аудиторных фондов введены в эксплуатацию 50 и более лет назад и нуждаются в капитальном ремонте. Разрушаются здания, деньги на ремонт не выделяются вообще. По учебно-экспериментальной базе единственным источником финансирования являются внебюджетные средства, а их явно недостаточно. Руководители вузов получают предписания по нарушениям от пожарных, санитарно-эпидемиологических служб и так далее. Таких предписаний уже выписано на 51 миллиард рублей. Эти средства вообще не предусмотрены - нигде и никак. А невыплата этих денег означает уголовное преследование руководителей высших учебных заведений».
По информации, которую Комитет получил от федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении высшие учебные заведения, выделенные им по состоянию на 1 января 2017 года бюджетные ассигнования на 10-12 процентов ниже ассигнований, которые выделялись по состоянию на 1 января 2016 года.
Глава Комитета назвал конкретные цифры. По линии Министерства сельского хозяйства недофинансирование составляет 3 миллиарда 762 миллиона рублей, по линии Минкультуры - 2 миллиарда 95 миллионов рублей, Минздрава - 5 миллиардов 227 миллионов, Министерства спорта - 974 миллиона, Министерства транспорта - 864 миллиона, по линии Федерального агентства воздушного транспорта - более 1 миллиарда рублей, Федерального агентства морского и речного транспорта - 639 миллионов, Федерального агентства железнодорожного транспорта - 980 миллионов рублей.
Министерство образования и науки Российской Федерации и подведомственные ему учреждения недофинансированы на 26,8 миллиарда рублей.
Никонов напомнил, что 17 февраля Госдума направила официальное обращение Председателю правительства, в котором выразила обеспокоенность усилившейся дифференциацией финансирования отраслевых вузов. «Известно, что Председатель правительства дал поручение министру финансов. Надеемся, эти вопросы будут решены, потому что они действительно носят вопиющий характер», - сказал Вячеслав Никонов, одновременно призвав и сами вузы подключиться к работе по совершенствованию финансирования, в том числе по корректировке коэффициентов.
В проекте документа по итогам слушаний Правительству рекомендовано при работе над бюджетом 2018 года обеспечить финансирование отраслевых вузов на уровне не ниже действующих нормативов, предусмотрев средства на капремонт и обновление лабораторного фонда. Предложено также принять стратегию развития высшего образования на долгосрочный период, определив в ней перспективы развития отраслевых учебных заведений, и концепцию территориального развития вузов, основанную на стратегии развития отраслей экономики. Кроме того, в документе назван целый ряд мер, реализация которых позволит изменить подход к финансированию отраслевых вузов и более четко учитывать их особенности.
<< назад к списку - 16.03.23 НИФИ проводит процедуру уточнения предварительных результатов рейтинга открытости за 2022 год
- 28.02.23 Доработана Методика составления рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2023 год
- 21.04.22 Опубликованы результаты рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2021 год
- 21.03.22 НИФИ проводит процедуру уточнения предварительных результатов рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2021 год
- 16.03.21 Исполнение консолидированных региональных бюджетов за январь 2021 г.
- 16.03.21 Исполнение федерального бюджета за январь-февраль 2021 г.
- 11.03.21 Прогноз по росту мирового ВВП