• О журнале
  • Контакты
  • Персоналии

2025.04, № 04/2025

  • Главная страница
  • Написать письмо
  • Дерево сайта
  • Главная
  • Финансы
  • Экономика
  • Электронное правительство
  • Политика
  • Новости
  • Новое на сайте
  • Открытый бюджет. Рейтинг
  • Открытый бюджет. Архив рейтингов
  • Публикации
  • «Финансы. Начало». Цикл видеофильмов
  • «История России в денежных реформах»
  • «Бюджет. Видеокурс для депутатов».
  • «Преступление и наказание...»
  • Архив публикаций
  • Учебные материалы

79.17030USD ЦБ 09.06.25

90.39540EUR ЦБ 09.06.25

RTS

ММВБ

Нефть Brent (ICE)

Новости

подписка на рассылку RSS канал
  • 20.10.16 05:41

    НРА: почти треть российских регионов демонстрируют низкую долговую устойчивость

    © Banki.ru

    Если бы новая редакция Бюджетного кодекса вступила в действие уже сейчас, то почти треть регионов РФ были бы признаны неустойчивыми с точки зрения госдолга. К такому выводу пришли аналитики Национального рейтингового агентства, которые специально для «Известий» проанализировали обязательства субъектов РФ.

    С одной стороны, картина с задолженностью регионов вроде бы улучшается. Так, НРА отмечает, что за восемь месяцев 2016 года совокупные обязательства субъектов РФ несколько снизились — на 2,28%, до 2,267 трлн рублей. С другой стороны, существенно изменилась структура обязательств регионов.

    «Главным элементом госдолга стали бюджетные кредиты: если на начало года они составляли около 34,88% от совокупного госдолга регионов, то в сентябре этот показатель увеличился до 48,95%», — указывается в исследовании для «Известий».

    На федеральном уровне поставлена цель снижения стоимости долга для регионов. Достигается эта цель путем замещения коммерческих кредитов от банков (ставка по ним составляет не менее 10% годовых) бюджетными кредитами (по ним действует ставка 0,1% годовых), подчеркивает аналитик НРА Александр Пахалов.

    По его словам, «новые заимствования на рыночных условиях получают наиболее обеспеченные регионы, способные выплачивать проценты. Менее успешные практически полностью отказались от сотрудничества с банками, хотя ранее активно пользовались этим инструментом». При этом последние, вместо того чтобы направлять средства, полученные от разницы в процентах, на погашение тела долга, используют деньги для решения текущих проблем и вместо уменьшения долговой нагрузки только увеличивают ее.

    «Среди регионов, сочетающих бюджетный дефицит с высоким госдолгом, преобладают регионы с низким экономическим потенциалом и невысокой инвестиционной привлекательностью. Такие регионы традиционно находятся в финансовой зависимости от федерального центра», — говорится в обзоре НРА.

    В итоге осталось не так много субъектов РФ, в структуре задолженности которых значительную долю занимают банковские кредиты (см. материал Банки.ру).
    По новой редакции Бюджетного кодекса, вступающей в силу с 2019 года, субъекты РФ будут делиться на три группы: с высокой долговой устойчивостью (регионы, у которых долг меньше 50% доходов бюджета), средней (долг в 50—85% объема доходов) и низкой долговой устойчивостью. В НРА выяснили, что если бы правила нового Бюджетного кодекса действовали уже сейчас, то к началу сентября 2016 года лишь 14 регионов попали бы в группу с низкой долговой нагрузкой (не более 25% доходов бюджета). Это Севастополь, Республика Крым, Санкт-Петербург, Москва, Ханты-Мансийский АО, Башкирия, Сахалинская, Тюменская, Владимирская, Ленинградская, Иркутская области, Алтайский, Пермский и Приморский края.

    При этом 25 (почти треть) из всех 85 регионов относились бы к категории регионов с низкой долговой устойчивостью. Причем 14 из них, отмечают в НРА, нарушили соглашение с Минфином о предоставлении бюджетных кредитов. Хуже всего дела обстоят в Мордовии, Хакасии, Костромской обсласти, Северной Осетии, Астраханской области, Калмыкии, Карелии, Марий Эл, Забайкальском крае, Псковской, Кировской, Смоленской и Калужской областях, а также в Карачаево-Черкесии. В этих субъектах отношение госдолга к доходам бюджета превышает 100%. Из 25 регионов с долговой нагрузкой свыше 85% от доходов в течение 2016 года снизить госдолг удалось только трем, еще двум удалось сохранить статус-кво. В оставшихся 20 обязательства продолжили расти.

    До настоящего момента Минфин не вводил санкций в отношении регионов, хронически нарушающих соглашения по бюджетному кредитованию (ведомство договаривается с субъектом о достижении определенных индикаторов). «Однако можно ожидать, что в дальнейшем Минфин может пойти на приостановку или сокращение бюджетного кредитования регионов-нарушителей, — прогнозирует Александр Пахалов. — Фактически в этих регионах не происходит оздоровления региональных финансов, бюджетные кредиты не решают проблему бюджетных дефицитов и не снижают уровень долговой нагрузки».

    Это означает, что регионам снова придется обращаться к рыночным инструментам, которые значительно дороже в обслуживании, подчеркивают в НРА. То есть снижающийся показатель госдолга может снова начать расти как снежный ком. 

    << назад к списку
  • 11.06.20 Замглавы Минэкономразвития Расстригин освобожден от должности
  • 12.05.20 Путин заявил о завершении периода нерабочих дней
  • 20.04.20 Департамент имущественных отношений появился в Минфине РФ
  • 20.04.20 Путин перенес на 1 августа срок отчета чиновников о доходах
  • 07.04.20 Мишустин назначил Владислава Федулова заместителем министра экономического развития
  • 06.04.20 Владимир Солодов назначен временно исполняющим обязанности губернатора Камчатского края
  • 03.04.20 Всероссийскую перепись населения могут перенести на 2021 год
все новости